Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск





Советы по воспитанию


Консультация "Особенности организации работы инструктора по физической культуре в группах для детей с ТНР"

31.03.2017
Консультация "Особенности организации работы инструктора   по физической культуре  в группах для детей с ТНР"
Особенности организации работы 
инструктора по физической культуре в группах для детей с ТНР. 

      Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.
         Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии. 
      Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, выявили следующее: 
– дети с нарушениями речи имеют 2 и 3 группы здоровья; 
– многие дети отличаются общей физической ослабленностью; 
– у всех детей имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; 
– у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств 
– отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости; 
– некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений; 
– недостаточная координация движений пальцев кисти руки; 
– испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции; – недостаточный самоконтроль при выполнении заданий; 
– дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание. 
   Все эти факторы учитываю при организации физкультурных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Физкультурные занятия строю с учетом возрастных, индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения общеразвивающих и коррекционно-оздоровительных задач. 
   Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым в работе с детьми с речевой патологией. Для успешного решения задач, с учетом рекомендаций учителя-логопеда, я разработала перспективное планирование занятий по физической культуре для детей с речевыми нарушениями с учетом тематического принципа построения педагогического процесса. 
     Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений. 

дыхательные упражнения 
   Дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считаю, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). 
    Чтобы детям было интересно, предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: 
«Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»; 
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»;
упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». 
    Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье. 
  Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики. 
   Во вводной части занятия: – игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»; – игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»; – на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста». 
  В заключительной части занятия: – игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам». 
    Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отвожу: 
– играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук:«Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»; 
– игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
 – пальчиковым играм с речевым сопровождением, которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»); 
– упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами;
– пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой. 
    Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считаю использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом). 
   Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»). 
    Необходимым компонентом занятий по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи считаю использование речевого материала и игр (с учетом речевых возможностей детей). Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. 
   Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого мне позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных. 
  Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, психогимнастики, интеграции и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, отмечается положительная динамика:
 – в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
 – в улучшении психофизического развития и работоспособности детей с речевой патологией;
 – у всех детей компенсирующей группы улучшились речевые и двигательные функции.
  Я надеюсь, что и в будущем коррекционно-педагогическая работа, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, будет создавать детям определенный запас прочности, благодаря которому обеспечится хорошая школьная адаптация, успеваемость, укрепиться их здоровье.

Возврат к списку